Shpongle

Проект Shpongle в так называемой психоделической электронной музыке можно сравнить с группой Metallica в тяжёлой рок-музыке. Вот вроде и не первые, но — почти что самые главные.

Стиль Shpongle охарактеризовать довольно непросто. Некоторые пишут «транс», но это всё равно, что «Металлике» написать «рок». Транс-музыка по современным представлениям подразделяется на дикое количество разнообразных подвидов, в каждом из которых, с одной стороны, свои правила жанра, а с другой — никто никого их соблюдать особо не заставляет. Стиль Shpongle как раз тем и характеризуется, что это не столько произведение в каком-то жанре, сколько выраженный в музыке, скажем так, поток сознания. По всей видимости, к началу XXI века технологии создания музыкальных композиций дошли до того рубежа, когда по желанию автора можно синтезировать абсолютно любой звук и использовать его абсолютно любым образом, не ограничиваясь никакими физическими рамками типа количества струн у гитары. Что придумал — то и сделал. А люди типа участников проекта Shpongle, героически прошедших через многочисленные рейвы, придумывают что-то в этом плане постоянно, у них, можно сказать, в голове всё время раздаются диковинные инструменты и голоса.

По модерновой классификации музыку Shpongle относят к стилю psychedelic downtempo, по русски, как это ни парадоксально, это переводят как «психоделическое даунтемпо». Только следует делать оговорку, что это не «Шпонгл» вписался в стиль, это скорее стиль вписался в «Шпонгл».

Shpongle как проект состоит из двух человек — англичанина Саймона Посфорда (Simon Posford) и космополита Раджи Рама (Raja Ram), про которого неверно думать, что он индиец, это его один гуру в своё время так назвал, с тех пор так и повелось. Родился Рам в Австралии, сначала его звали Рональд Ротфильд, в какой-то момент он стал хиппи и отправился гулять по миру, вернувшись один раз в Мельбурнскую консерваторию для обучения игре на флейте (флейта теперь является визитной карточкой Shpongle). Как и следовало ожидать, поворотной точкой в судьбе Рама стал индийский штат Гоа, центр мирового хиппи-движения, откуда есть пошла не только музыка транс, а чуть ли не добрая половина всей музыки нового времени.

Саймон Посфорд — коренной британец, с малых лет увлёкся всякими синтезаторами, а заодно и разными вызывающими голоса в голове практиками. В процессе творческого развития стал известен прежде всего под псевдонимом своего основного музыкального проекта Hallucinogen. Не прошёл он, разумеется, и мимо Гоа. Того самого Гоа, где в начале 90-х зацвёл буйным цветом так называемый гоа-транс, вокруг которого всё и вертится.

Гоа-транс характеризуется прежде всего ударным битом, «двигателем» всей культуры, заставляющим трансовую молодёжь, что называется, «колбаситься». Именно за этим она приходит на транс-пати, и уже наколбасившись она идёт в «чиллаут», где как раз и гоняют то самое «даунтемпо», потому что отдельно проводить даунтемпо-пати смысла никто не видит. Как таковое «даунтемпо» вряд ли является порождением транс-сцены, а вот «психоделическое даунтемпо» — точно является. Как и куча других стилей, отпочковавшихся от гоа-транса, прежде всего — стиля psychedelic trance, который неискушённый человек от гоа-транса не отличит, а вот знатоки заявляют, что это совершенно разные вещи, а ещё они говорят, что Рам и Посфорд — «отцы» этого стиля.

Рональд Ротфильд (Раджа Рам)

Другая характерная особенность транс-сцены — аморфность многих проектов: один и тот же участник может быть занятым сразу в нескольких коллективах или самостоятельно выступать под разными именами в разных обстоятельствах; нередки одноразовые проекты, создающиеся для одного альбома или даже для одной композиции. Записью этих проектов занимается огромное количество студий в разных местах мира, среди которых в последнее время всё больший политический вес набирают специалисты из Израиля (флагман израильской электронной сцены — проект Infected Mushroom, приближающийся к «Шпонглу» по легендарности).

Собственно, Рам и Посфорд — изначально именно гоа-трансовые музыканты, «даунтемпо» стало их коньком впоследствии. Посфордовский Hallucinogen — проект достаточно жёсткий, никаким чиллаутом там в оригинале не пахнет. Раджа Рам до «Шпонгла» был знаменит участием в гоа-проекте The Infinity Project, а впоследствии — в проекте 1200 Micrograms, который представляет из себя синтез Рама с его флейтой и достаточно известного гоа-проекта GMS, резидента Ибицы.

Наколбасившись вдоволь, в середине 90-х друзья решили сделать что-нибудь поспокойнее и в 1998 году выпустили альбом «Are You Shpongled?», который стал классикой в мгновение ока. Песня «Divine Moments of Truth» стала гимном психонавтов, а когда через некоторое время один шведский энтузиаст сделал из неё (неавторизованно) флэш-клип flashback.swf, тема изменения сознания с помощью музыки и картинок дошла до широчайших слоёв населения в виде так называемого «интернет-мема»; именно благодаря этому ролику, ссылка на который начала гулять по Интернету, многие люди открыли для себя транс-музыку. Ссылка на «Флэшбэк» побывала даже в таком экзотическом для неё месте, как сайт Алекса Экслера.

Записав первый альбом, друзья отвлеклись на всякие другие занятия (у Посфорда — своя студия Twisted Records, у Рама — TIP.World — кстати, в честь The Infinity Project, который, как говорят, «привёз транс в Великобританию»), а в 2001 году выпустили второй альбом Tales of the Tales Of The Inexpressible, который тоже всем очень сильно понравился. После этого начали ходить слухи, что ребятам надоело и «Шпонгла» как проекта больше не будет.

Пока слухи ходили, популярность обоих альбомов росла дикими темпами, в частности, благодаря тому же «Флэшбэку». Все критики отмечают отменное, выдающееся качество записи, сведения и аранжировок. В альбомах, помимо прочего, много этнического вокала (были привлечены разные сторонние музыканты) и, конечно, флейты. Словами описать музыку Shpongle невозможно, все в основном схематично ограничиваются характеристиками типа «отрыв башки» и «вынос мозга».

В народе создался ощутимый запрос на третий альбом «Шпонгла», и наши друзья решили не выпендриваться и к началу 2005 года записали его, назвав «Nothing Lasts…But Nothing Is Lost». Альбом произвел фурор. Россия, кстати, тоже оказалась достаточно психоделичной страной и тепло приветствовала Посфорда, когда он приехал выступать в Москву весной 2006 года. По окончании сета народ орал и хлопал, вызывая Саймона на «бис», что для транс-вечеринок, в общем-то, не характерно. Раджа Рам выступал в Москве отдельно уже по осени.

О третьем альбоме тоже долго говорили как о потенциально последнем. Но нет — совсем недавно появилась информация, что будет и ещё: говорят, надо ждать начала 2008 года. Будем ждать. А пока назовём несколько имён для тех, кому понравились вышеназванные альбомы, но непонятно, куда копать дальше, ведь не «Шпонглом» же единым. Посфордовский проект Younger Brother (совместно с Бенджи Воганом) как «младший брат» «Шпонгла» разрабатывает именно эту тему. Другой посфордовский проект называется Celtic Cross, а ещё есть куча проектов различных соратников «Шпонгла» (условно говоря, они все там на этой трансовой сцене — соратники). Легендарный статус приобрёл альбом «Blumenkraft» одного из них, скрывающегося за псевдонимом Ott. Он же является основным автором ремиксового альбома 2002 года «In Dub», который хоть и идёт под маркой Hallucinogen, но очень сильно отличается от собственно оригинального «Галлюциногена». Есть и ещё альбом — соратник Ott’a по имени Abakus в 2004 году создал альбом «That Much Closer to the Sun», который на Shpongle не сказать чтобы сильно похож, но вызывает аддикцию (по собственным наблюдениям автора этих строк) у 90% прослушавших, даже если они обычно далеки от всей этой музыки. Другие имена — Bluetech, Shulman, Banco de Gaia, Aes Dana, далее везде; ключевые слова — psychedelic, downtempo, chillout, ambient, psybient, IDM.